Легендарный выпускник ВГИКа Василий Шукшин был человеком биологической храбрости
Легендарный выпускник ВГИКа Василий Шукшин был человеком биологической храбрости. Об этом сообщает окружная газета «Звездный бульвар».
Хотя Василий Шукшин прожил всего 45 лет, он успел расписаться в списке живущих на Земле. Его герои словно всплывали из глубин народной жизни.
В главной роли видел Куравлёва
В 1972 году Шукшин снял «Печки-лавочки». Был в фильме и сценаристом, и режиссёром, и главную роль сыграл. Правда, он планировал на эту роль Леонида Куравлёва. Но тот втайне от Шукшина дал согласие сыграть в «Семнадцати мгновениях весны» Татьяны Лиозновой.
«Шукшин встретил меня на студии. На лице заходили его знаменитые желваки. Говорит: «Что ж ты мне поддых дал». А я ему: «Вася, сыграй сам. Никто лучше тебя не сыграет», — вспоминал Леонид Куравлёв.
Короче, Вася сыграл и главную роль. Казалось, всё, к чему прикасался этот человек, тут же превращалось в золото. Его рассказы, фильмы, роли у других режиссёров (вспомним его Лопахина в фильме Бондарчука «Они сражались за Родину» — образец русского солдата).
Василий Шукшин — человек биологической храбрости. Он взял фамилию отца, расстрелянного в годы репрессий. В то время это было крайне опасно (мог бы оставить фамилию матери — Попова). «В 16 лет я ушёл из дома. Чтобы не быть лишним ртом в голодающей семье. Мать проводила меня за околицу села, перекрестила, села на землю и заплакала», — вспоминал Шукшин.
Дух родного Алтая
Картину «Печки-лавочки» он снимал в родных местах, на Алтае. Господь явил себя здесь миру в лице такой красоты, что дух захватывает. Знаю: сам родом из этих мест. Едешь по Чуйскому тракту зимой, а за окном весь день густо идут тёмно-зелёные, в белом сахаре, кедровые леса. Автобус поднимает вихрь алмазной морозной пыли на дороге, скрываясь в сверкающем облаке. Снег ослепительно загорается под солнцем и широким серебряным полем весь обсыпается хрустальными звёздами на горах.
В «Печках-лавочках» снимались земляки Шукшина — крестьяне села Шульгин Лог, застольные песни пели жители села Сростки. Василий Макарович считал, что простые люди смотрятся в кадре органичнее профессиональных актёров. Нет ощущения ряженых. Фильм «Печки-лавочки» сняли за четыре месяца.
— А цензура резала шесть месяцев, выбрасывая самые яркие сцены, — вспоминает оператор картины Анатолий Заболоцкий. — Скажем, сцену, где деревенский мужик со стаканом водки на голове шёл по деревне. Затем ловко сбрасывал стакан с головы и выпивал без рук.
Я помню этот фокус с детства. Мужики так на спор делали. И у Шукшина был период, когда не он сосал бутылку, а бутылка сосала его. С рождением первой дочери пить бросил. Своих детей он любил безумно, рабски. Цензура хотела выбросить и сцену с балалаечником, поющим солёные частушки.
— Чтобы грязного и морщинистого старика в кадре не было, — приказал заместитель председателя Госкино СССР.
Но Шукшин любил морщинистые лица. Лица с судьбой. Не выносил гладких, сытых физиономий. И вставил балалаечника в фильм.